Агрессивные дети.

    Агрессивные дети

     

    Внешние причины агрессивности

    Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.

    Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.

    Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.

    Внутренние причины агрессивности

    • Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
    • Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
    • Высокая тревожность, ощущение отверженности.
    • Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
    • Стремление привлечь внимание взрослых.

    Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно.Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?

    Примерные критерии агрессивности

    Младшие школьники:

    • часто теряют контроль над собой;
    • часто спорят и ссорятся с окружающими;
    • отказываются выполнять просьбы взрослых;
    • намеренно вызывают у других чувство раздражения;
    • обвиняют других в своих ошибках;
    • могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
    • часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
    • долго помнят обиду, стремясь отомстить;
    • мнительны и раздражительны.

    Средний школьный возраст и подростки:

    • угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
    • выступают инициаторами драк;
    • не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;
    • не считаются с мнением родителей, их запретами;
    • прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.

    Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.

    Разобравшись с причинами появления агрессивности у детей, обратимся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребенок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как правило заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально – шишками, слезами, жестоким поведением.

    Вы заметили, что ребенок агрессивен, часто играет в агрессивные игры. Что делать?

    • Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
    • Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
    • Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
    • Повышайте самооценку ребенка.
    • Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
    • Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
    • Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!(“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.“Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
    • Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
    • За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

     

    поделиться в: