Согласно статьи 66 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье -семья является естественной средой ребенка. Статья 65 обязует семью содействовать реализации прав и законных интересов её членов, возлагает на нее ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту, признаёт преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей.
С самого раннего детства ребенок наблюдает, что и как делают его родители – и это для него является правильным и безоговорочным!!! Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает прежде всего в семье. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей. В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. То, что прививают ребенку родители с детства - определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, к другим, к своему здоровью. Если его любят, с ним считаются, разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознательный, здоров, счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли.
Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.
Стрессовые ситуации, нагрузки на работе, проблемы во взаимоотношениях с супругом и родственниками сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Больше всего от отсутствия ласки страдают дети. Даже если таких детей завалить игрушками, это не помогает: недоласканные дети не умеют играть. Ведь у них нет опыта проявления любви и заботы. А потому и со сверстниками они не находят общего языка, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми и могут даже ударить. Недоласканная до шести лет девочка будет слушать мать только в
период полового созревания, а потом станет совершенно безразличной как к ласковым прикосновениям, так и к выбору партнера. Все маньяки, которые проходили через экспертизы психиатров, сознались, что в детстве они не были нужны своим матерям. Агрессивность отверженного становится единственным способом общения с миром и самим собой. Он жесток, потому что не знает ничего другого. Маньяк не мстит за свое несчастье: он социально опасный страдалец. И все потому, что его в детстве не ласкали. Если человек не познал в детстве любви и нежности, для него возможны лишь два пути: он спрячется под маской агрессивности или будет всю жизнь стремиться компенсировать недостаток ласки. Отсутствие любви, необходимой заботы и ухода за ребёнком квалифицируется как психологическое насилие и является одним из показателей социально опасного положения детей в семье.
Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разработок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место, любить его за то, что он у вас есть, и такого, какого вы сами воспитали. Увы, у нас нет специальных государственных школ и академий для того, чтобы получить квалификацию матери или отца. Весь свой родительский опыт мы накапливаем годами из нескольких источников – из своего замечательного детства, из наблюдения за окружающими родителями и детьми, из популярных статей в газетах и журналах, посредством социально-педагогической и психологической помощи и поддержки педагогов. Никто из родителей не застрахован от ошибок в воспитании и взаимодействии с ребёнком. Каждый родитель (начинающий или с многолетним и многодетным опытом) хотя бы раз испытал чувство вины за то, что повел себя с ребенком неправильно или «непрофессионально». Но даже если и произошла такая ситуация – необходимо поговорить с ребёнком, попросить у него прощение, рассказать о своих чувствах и переживаниях в тот момент на доступном языке для ребёнка. Вы должны понимать, что всю жизнь вы будете совершенствоваться в родительстве, однако при любых обстоятельствах должны придерживаться четырех основных составляющих:
Уважение. Какой бы сложной не была ситуация поддерживайте достоинство и уважение к себе и своему ребенку. Что это означает? Это означает баланс между твердостью и добротой в своей позиции. Некоторым родителям очень легко быть добрыми, но это может привести к вседозволенности. Другие могут быть твердыми, но они забывают о доброте,
что приводит к излишней строгости. Слепая доброта позволяет детям управлять родителями и избегать ответственности. Жесткая власть (строгость без доброты) заставляет детей бунтовать и открыто неповиноваться родителям. Баланс между строгостью и добротой – это не то, что сначала отшлепаю, потом пожалею. Это одновременное проявление обоснованных воспитательных принципов с доверием и добротой.
Осознание. Чтобы решить проблему, важно понять, что происходит между вами и детьми. Понять, как и почему мы, сами того не желая, загоняем себя в угол и не знаем потом, как оттуда выбраться и что сказать ребенку. Принять это – значит быть честными по отношению к себе и детям. Быть смелыми, чтобы осознать свои промахи, понять их причины. А без этого невозможно найти пути решения.
Доверие. Доверие – очень важно для человека в любую пору его жизни. Но учатся доверию в детстве. А самый важный период — в младенчестве: от рождения до одного года. В этом «нежном» возрасте ребенок полостью зависит от родителей: они его кормят, меняют пеленки, защищают и согревают. Если ребенок в своем младенчестве был по каким-то причинам не защищен, к примеру, он плачет, а его то успокоят и покормят, а то накричат и шлепнут, — доверие не рождается. К тому же доверие очень «хрупкое» явление – оно легко разрушается. А если человек не умеет доверять, как он будет строить близкие отношения с людьми? Он рискует попасть в заколдованный круг изолированности. Чем меньше он доверяет, тем больше возникает у него ощущения, что родные в нем не нуждаются. Что он никому не нужен, что ему никто не нужен, что его проблемы никого не волнуют. И начать эту дорогу нужно с доверия к самому себе, с уважения к самому себе. В этом случае мы и наших детей научим этому. Они ведь растут и развиваются, глядя на нас, подражая нам, нашим взглядам и чувствам. Мы, как родители, вместе с нашими детьми должны работать над самоизменением и саморазвитием.
Развитие. Да, наши дети шалят, совершают проступки и ошибки. В эти моменты, мы чувствуем раздражение и не можем быть объективными, в эти моменты нужно сказать себе: «Стоп! Нужно сделайте паузу!». В это время вспомните о том, что особое внимание важно направить на решение будущих проблем вместо наказания за то, что уже сделано. Ошибку рассмотреть с точки зрения развития, а не как ситуацию унижения и недоверия. Скажите своим детям, что всем людям в мире не обойтись без ошибок в течение своей
жизни. Поскольку это правда, то можно рассматривать ошибки как возможность учиться, приобретать жизненный опыт, а не как свидетельство о неполноценности. Когда это возможно, подключите своего ребенка к выработке решений, обсудите вместе жизненный урок. Вспомните, чему научили вас детские ошибки. Признайте свои взрослые ошибки. Расскажите о тех примерах, когда люди, совершив ошибку «зарылись в песок с головой», пытаясь спрятать её. Они не понимают, что окружающие готовы простить, когда другие признаются в своих ошибках, извиняются и пытаются решить проблему, которую создали. Сокрытие ошибок держит человека в изоляции, поскольку невозможно исправить утаенные ошибки и научиться чему-нибудь на них. «Хорошее решение приходит из опыта, а опыт – из плохого решения». Если вы сделали ошибку по отношению к своему ребенку– признайте её, помиритесь, извинившись перед ним. Если это возможно, вместе решите проблему. Дети вас простят и будут следовать вашей модели поведения.
Любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, не заменяйте свою любовь на суррогат в виде подарков и денег: пройдёт время, и в памяти вашего сына или дочери останутся не дорогие компьютеры, игрушки и угощения, а весёлые, грустные, душевные воспоминания о проведённых с вами минутах, часах и днях. Желаем вам любви, терпения и мудрости в воспитании вашего сына или дочери.